Логика. Глава первая. Раздел первый.

Логика

Часть 1: понятие

От автора

С Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного, и с помощью Его, Наилучшего из помощников и защитников. Мир и благословение Господину пророков и посланников, Возлюбленному Господа миров и наилучшему из Его творений Абул Касиму Мухаммаду Избранному. А также, его блаженному, очищенному и непорочному семейству, в частности последнему из наместников Бога на земле, Махди Ожидаемому. И да будет проклятие на их врагах с этого момента и до Дня Судного.

Наука логика возникла в период, который был очень похож на тот, в котором живем мы. Аристотель, который считается основоположником этой науки написал свои книги по логике (Органон) для противостояния софистике. Современный мир стал свидетелем триумфального возвращения софистики и его всепоглощающего господства над умами людей. Вся западная философия, которая несомненно имеет свое отражение в западной культуре и как следствие во всех остальных культурах по причине господства и доминации этой культуры посредством экономического и индустриального превосходства, является философией сомнения и софистикой во всей ее красе. И в этот период человечество больше всего нуждается в этой науке, которая является лекарством и спасением для помутненных софистикой умов.
Законы логики не похожи на законы физики или химии, они не содержат в себе что-то новое, ранее неизвестное человечеству. Нет, они известны каждому, в отличии от законов физики или химии. Но наука логика, привела эти несомненные и очевидные для каждого здорового ума вещи в порядок, свойственный научным знаниям. Благодаря чему человек, изучивший эту науку получил возможность осознанно и методично пользоваться этими знаниями.

Логика Аристотеля позже была доработана и приведена в более совершенный вид Авиценной (Абу Али Ибн Сина) и еще позже Афдал Ад-Дином Аль-Хуначи продолжил эту работу и привел в более совершенный вид логику Авиценны. Афдал Ад-Дин Аль-Хуначи в отличии от своих предшественников, Аристотеля и Авиценны остался неизвестным, но также сыграл огромную роль в развитии этой науки. После Аль-Хуначи учебники по логике были написаны на основе сделанных им доработок и замечаний, в числе этих учебников самая преподаваемая в исламских учебных заведениях книга «Ар-Рисаля Аш-Шамсия».

Молю Бога, чтобы эта книга стала вкладом в истинное и не мнимое развитие человечества.

 

Поистине, успех только от Аллаха!

Мирзаханов Гурбан Теймурхан оглы

Пятница, 3 Октября, 2014 года,

Священный город Кум

 

Часть 1: понятие

Глава 1: логика

(в четырех разделах)

Раздел 1: определение науки логика

 

Логика – это орудийная наука об универсальных законах, соблюдение которых защищает от ошибок в мышлении.

Науки можно разделить на две группы:

1) Первичные — это науки, которые не являются орудием и инструментом для других наук.

2) Орудийные – это науки, в существовании которых нуждались другие науки и именно ради служения этим наукам они и были созданы. Другими словами, это науки, которые являются орудием и инструментом для других наук.

К первичным наукам относятся такие науки как право, философия, математика и т.д. Примерами орудийных наук являются такие науки как теория права, логика и аглебра, которые являются орудием и инструментом для права, философии и математики соответственно.

Но орудийность науки никоим образом не противоречит тому, что она также может быть востребованна сама по себе, вне той науки которой призвана служить и вообще вне какой-либо науки. К примеру, «логика» нашла применение не только в философии, но и во всех остальных науках, именно поэтому ее называют «слугой всех наук» или «матерью всех наук». Даже более того, законы логики могут быть применены и в обычной жизни. И так как наука логика является мерилом, с помощью которого можно отделить верную мысль от неверной, то как инструмент и орудие эта наука нашла самое широкое применение. Точно также, первичность науки не противоречит тому, что она также может быть востребованна в других науках.

Таким образом, орудийными науками являются науки, основными задачами которых является служение другим наукам. А первичными науками  являются науки, основными задачами которых не является служение другим наукам.

По другим соображениям науки также можно разделить на две группы:

1) Науки, которые состоят из универсальных знаний;

2) Науки, которые состоят из частных знаний.

Универсальные знания – это знания, которые могут быть применены к более чем одному предмету и не относятся к одной лишь определенной вещи. И в противоположность им, частные знания могут быть применены только к одной определенной вещи. Большинство наук относятся к первой группе, такие как алгебра, право, философия, логика и др. Ко второй группе относятся такие науки как частная лексикология, история, география и др. Так как, то значение, которое имеет слово «книга» не является универсальным и нельзя ее применить в отношении слова «карандаш». То же самое можно сказать и об исторических событиях и географических данных.

Универсальные законы также можно разделить на две группы:

  • Логические универсальные законы;
  • нелогические универсальные законы

Логические универсальные законы не являются продуктом человеческой мысли, они существуют вне зависимости от существования или не существования человека. И наоборот, нелогические универсальные законы явлюятся продуктом человеческой мысли и существуют постольку, поскольку так захотел человек. К наукам, законы которых являются логическими можно причислить математику и логику. А к наукам, законы которых являются нелогическими можно причислить право и лексикологию. Между логическими и нелогическими законами существует два основных отличия:

А) логические законы, в отличии от нелогических законов не имеют исключения. К примеру, 2+2=4 не имеет никаких исключений, в отличии от правил дорожного движения или правил русского языка.

Б) Логические законы в одинаковой мере доступны каждому человеку и каждый человек может постичь их самостоятельно. К примеру, 2+2=4 для каждого человека является одинаково очевидным правилом в отличии от правил дорожного движения или правил русского языка, для  познания которых необходимо обратится к автору этих правил коими в данном случае являются законодатели и носители языка.

И самое главное, знание этих канонических законов не гарантирует человеку правильное мышление, единственным условием правильного мышления является соблюдение законов логики. Поэтому, критика противников логики, которые говорят, что полно людей изучивших и прекрасно знающих логику, но совершающих огромное количество ошибок в мышлении, не обоснованно. Так как, прекрасное знание законов логики не является условием правильного мышления. Потому, как имеется множество других причин, которые мешают человеку правильно мыслить. В их числе невнимательность, халатность, не умение применять законы мышления на практике, корыстные цели и т.д.

Читайте также:

комментариев 14

  1. حيز:

    Может всё-таки было бы лучше употребить более общепризнанный термин — «прикладная» наука, нежели «орудийная»?!

  2. حيز:

    P.S.
    Извините за комментарий к превосходному и очень полезному труду.

    В данном случае можно ещё употребить слова — «инструментальная», «методическая», «вспомогательная».

    Но «прикладная » ( в русской редакции) соответствует по смысловому контексту больше всего.

    Хотя — дело вкуса и автора!
    Орудийная, так орудийная!

    Судя по началу — читается легко и с интересом.
    Поздравляем! Спасибо!
    ДжазакАллаху хайран!

    Пусть Аллах( С.в.Т.) воздаст вам лучшим! Аминь!

  3. Бежан:

    Ценная лекция, спасибо.

    Кстати, соглашусь с комментарием выше, когда смотрел видео, так и хотелось назвать «орудийную» науку «инструментальной» или «вспомогательной».

  4. عيز:

    Прошу прощения за тех.ошибку в имени.
    Меня зовут не حيذ، а عيز!

  5. عيز:

    Ас-саламу алейкум ва рахматуллах!
    Уважаемый Курбан, специально из-за вашей инфо-ленты вк ( ислам.доводы) завёл себе страницу вк. Однако, через непродолжительное время обнаружил, что пользы от затраченного времени от присутствия и участия именно в этой группе нет. В отличие от основных ресурсов представленных вами — Доводы.ру, Доводы в youtube, и Эль шиа!
    Убитое впустую время!

    Примите это не как упрёк, а как совет о необходимости в дальнейшем как-то усовершенствовать, разнообразить и упорядочить подачу материала. А так же это касается работы админов с участниками!

    ДжазакАллаху хайран!

    • уа алейкумас салам уа рахматуллах, уважаемый عيز!
      Очень жаль, что Вы потеряли время и не получили пользу.
      Банк Фетв как и все наши ресурсы был взломан и удален. Мы смогли восстановить все, кроме Банка Фетв.
      Прикладная отличается от орудийной, это совсем разные вещи.

  6. عيز:

    И ещё, ответьте, пожалуйста, на вопрос: — почему на «Доводы.ру» перестала открываться страница — «Банк Фетв Имама Хаменеи»?

  7. عيز:

    Vä äleykäs-salam vä rähmätullahi vä bäräkätuh!

    Уважаемый брат,
    появится ли в перспективе для вашей аудитории возможность вновь работать в вашей библиотеке с Банком Фетв?

    Относительно «прикладная» — «орудийная», я именно об этом и говорил, то, что это совсем разные вещи! Может быть, этот термин в этом сочетании принят и распространён в другом языке. Это другое дело.
    Но в применении, например, к русскому языку, простой перевод, допустим с др. языка этого термина, приводит к кальке и утрате первичного смыслового значения. Для русскоязычного читателя на ум приходят ассоциации вовсе из другой области, не привычные для слуха в связи с гуманитарной наукой (от склада орудий до орудийного залпа и орудий труда).
    Я могу и ошибаться, но как выпускник философского факультета МГУ им.М.В.Ломоносова ещё 1985-го года, ответственно заявляю, что в применении к науке Логика, я этого термина в русскоязычной лит-ре нигде не встречал. Тем не менее я не лингвист, и не берусь утверждать, просто поделился своим мнением только из благих побуждений!

    ДжазакАллаху хайран!

    • По поводу Банка фетв ничего сказать не могу.

      То есть, Вы предлагали назвать орудийное прикладным понимая что это разные вещи?

      «Орудийной» нет в русском языке не потому, что это слово не используется, а потому, что такого понятия и деления нет.
      Термины переводить невозможно, можно вводить новые, не более того.
      Не важно что приходит людям в голову когда мы даем четкое и ясное определение введенным нами терминам.
      Кто-то может назвать другим словом то или иное явление для которого принято использовать тот или иной термин. Все это не принципиально, важно понимание сути явление, а как ее называть это уже вопрос не столь важный.

  8. عيز:

    Прошу прощения. У вас превратное понимание и толкование моих слов.

    # Читайте внимательно. Я ничего не предлагал! А всего лишь высказал своё мнение. При этом подчеркнув, что вы автор, и это ваше авторское право!
    Если работаете над трудом по Логике, надо быть точным!

    # И если быть точным, то я говорил не о том, что бы назвать само по себе слово»орудийная» «прикладной» в отрыве от смыслового контекста, отнюдь, а Логику(!) как научную дисциплину!
    Потому, что в русском языке слово «орудийный» имеет конкретное смысловое значение, связанное со словом «орудие» (см.в словаре).

    А логика это базовый принцип мышления и наверное не всё равно, какие у кого возникают ассоциации в связи с сочетанием — «орудийная наука»!

    Вот видите, вы согласны, что термин (дальше цитата из вашего коммента)
    «…. «Орудийной» нет в русском языке не потому, что это слово не используется, а потому, что такого понятия и деления нет….»

    И всё -таки, я считаю, что очень важно считаться с тем, «…. что приходит людям в голову когда мы даем четкое и ясное определение введенным нами терминам.» ( цитата в кавычках ваша)

    Тем более, что ни чёткого, ни ясного определения нет.

    В этой связи можно было бы использовать небольшую сноску с уточнением, чтобы обяснить людям, что в русском нет, но вы приняли решение ввести в научную лексику новый термин, и тд и тп, и почему именно «орудийная».
    Всё остальное ваше дело.
    Удачи.

  9. عيز:

    Вопрос по «Wilyat al Mahdi» — почему такое допущение — «серый(!)…. кардинал(!)»?
    Или это такое упущение?

    Это по вашему хорошоя подпись к такому отфотошопленному, с демоническим взглядом фото-образу героя?

  10. 313:

    Ас салламу алейкум, брат. Возможно ли где нибудь найти книги Аристотеля? В интернете не могу найти.

  11. Привет! 20. Все чувственные созерцания подчинены категориям как условиям, единственно при которых их многообразное может соединиться в одно сознание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *