Общественная или личная духовная выгода?

Что важнее, личная или общественная духовная выгода? Нет никаких сомнений, что личная духовная выгода превыше общественной духовной выгоды с той точки зрения, что ни в коем случае нельзя жертвовать своей личной духовной выгодой ради общественной выгоды. Проще говоря, нельзя становиться моральным уродом, даже если это приведет к духовному обогащению всего человечества.

Поэтому мы можем наблюдать как его светлость Имам Али (мир ему!) высказывает свое сожаление, что у него нет таких верных людей как у Муавии. Муавия не был более умелым или более знающим чем его светлость (мир ему!) и поэтому Имам (мир ему!) мог бы воспитать себе таких же верных людей и даже более верных чем у Муавии. Таким образом, он (мир ему!) распространил бы свою власть на невиданные территории. Но он этого не сделал. Потому, что Муавия добился такой верности используя хитрости, обман, угрозы, подкупы и т.д. и т.п. и погубил свою душу. Повелитель правоверных (мир ему!) не согласился бы губить свою душу, даже если в результате этого весь мир и во все времена обрел бы подлинную свободу и достиг невиданных духовных успехов.

Но, есть случаи, когда необходимо жертвовать личной духовной выгодой ради личной духовной выгоды через общественное духовное развитие. И в этом значении (и только в этом) позволительно и даже более того необходимо жертвовать личной выгодой ради общественной выгоды. По сути, это нельзя назвать жертвой, так как в итоге человек получает еще большую духовную выгоду. И поэтому в тех случаях, когда подобный шаг чреват наличием меньшей личной выгоды или когда вообще сомнительна личная выгода, то этот шаг несомненно недопустим.

К примеру, ежедневные обязательные молитвы. Многие люди на определенном этапе своей жизни думают, что лучше читать эти молитвы в одиночку, нежели в обществе. Мотивируют они это тем, что «когда они читают в одиночку, то более собраны и сконцентрированы, поэтому и молитва получается лучше». Это конечно веский довод, чем ты собраннее в молитве, тем она лучше. Но, когда эти люди обращаются к своему марджа-таклиду или другим ученым в области религии, то им говорят, что в любом случае лучше читать молитву в обществе, даже в случае, когда в одиночной он более собран чем в общественной. Причина заключается в том, что общественная молитва воспитывает общество, оздоровляет ее, наполняет общественную атмосферу поминание Бога и духовностью. И в таком обществе больше возможности для духовного обогащения и развития. Такая атмосфера необходима самому человеку в первую очередь и ради нее он должен «жертвовать» чем-то, большей концентрацией и внимательностью в данном случае, дабы потом воспользоваться плодами здорового общества и атмосферы.

Что может быть хуже, чем избегать добра под предлогом совершения добра!? Но, к сожалению многие стали жертвой Сатаны избегая общественной молитвы, для совершения молитвы «с большей концентрацией и внимательностью», совершая таким образом огромную ошибку, отравляя общество и препятствуя ее духовному обогащению.

Таким образом, в каком то смысле общественная духовная выгода важнее личной духовной выгоды. И это тогда, когда эта личная жертва несущественная и в конечном счете оборачивается еще большей личной выгодой. Однако, когда подобная жертва чревата духовной травмой или деградацией, то она недопустима. Размышляй и будь внимателен!

 

Гурбан Мирзаханов

Священный город Кум

13 июня 2015 года (شعبان ١٤٣٦)

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *